К 5 годам

Восприятие
Эмоциональных состояний
Радость, грусть, гнев, удивление, испуг
Узнавание, называние, соотнесение
Звука
Колокольчик, свисток, бубен, деревянные ложки, хлопки в ладоши, погремушка
Узнавание, описание
(громкий — тихий, низкий — высокий, звонкий — глухой)
подражание
Запаха
Цветочный, фруктовый, хвойный, медовый, цитрусовый, ванильный
Узнавание, описание
(слабый — резкий, приятный — неприятный, сладкий)
Вкуса
Сладкий, горький, кислый, соленый
Узнавание, соотнесение
(назови, что имеет такой же вкус, как...)

Свойства предметов:
  • Тяжелый — легкий,
  • жесткий — мягкий,
  • шершавый — гладкий,
  • прозрачный — непрозрачный,
  • горячий — холодный,
  • светлый — темный,
  • сухой — мокрый.
По материалу деревянный, железный, тканевый, стеклянный, бумажный и т. д.
Узнавание по внешнему виду и на ощупь с закрытыми глазами, называние, описание
Пространства:
  • Высоко — низко,
  • слева — справа,
  • впереди — сзади.
Определение местонахождения предмета, расположение предмета по инструкции в определенном месте:
Времени
Утро, вечер, день, ночь.
Вчера, сегодня, завтра.
Соотнесение события со временем его происшествия
Память
  • Зрительная образная: объем — 5 предметов.
  • Слуховая образная: объем — 4—5 звуков.
  • Слуховая вербальная: объем — 5 слов.
  • Тактильная: объем — 4—5 предметов.
Внимание
  • Объем — 5 предметов.
  • Устойчивость — 15—20 минут
Концентрация:
  • нахождение в рисунке контура известного изображения, имеющего до 4 мелких деталей, при средней плотности штриховки;
  • выделение в рисунке 5 контуров предметов, наложенных частично.
Воображение
Репродуктивное с элементами творческого:
рисование на тему, изменение рисунка, лепка, групповое сочинение сказки или рассказа по картинке.
Развитие интеллектуальной сферы
Анализ
Описание предмета по известным признакам.
Выполнение заданий: «найди шестое» и «логические цепочки» из 3 предметов по двум признакам.
Исключение на основе всех изученных обобщений.
Зрительный синтез
Из 4 частей без образца и из 6 частей — со зрительной опорой на образец.
Сравнение предметов
По всем изученным свойствам, по материалу, по расположению в пространстве на основе зрительного восприятия, сравнение двух картинок.
Ребенок должен уметь самостоятельно называть по 5 сходств и 5 отличий.
Обобщение
  • на основе изученных свойств;
  • по материалу;
  • по эмоциональному состоянию;
  • времена года, месяцы, дни недели, посуда, мебель, транспорт.
Выполнение операции конкретизации на основе имеющихся обобщений.
Сериация
  • по цвету — 4 оттенка;
  • по величине — 5 предметов;
  • по эмоциональному состоянию — 4 карточки;
  • по свойствам — 3 предмета.
Классификация На основе имеющихся обобщений по 2 признакам с помощью взрослого.
Эмоциональная сфера
  • Называние, узнавание по пиктограмме эмоциональных состояний:
  • радость, грусть, гнев, удивление, испуг.
  • Умение рассказать о своем настроении.
  • Знание способов выражения и изменения этих эмоциональных состояний.
  • Умение определить эмоциональное состояние у героев сказки.
Коммуникативная сфера
Умение работать в паре со сверстником по заданию взрослого.
Умение выбирать себе роль в игре, предложенной взрослым.
Волевая сфера
Принимать и удерживать 3 правила в игровой ситуации и 2 правила — в учебной ситуации.