Главная / Возрастные нормы психического развития ребенка / К 4 годам
К 4 годам
Восприятие | Цвета |
Красный, синий, зеленый, желтый, коричневый, черный, белый
|
Узнавание, называние, соотнесение
|
Формы
|
Шар — круг, куб — квадрат, треугольник.
|
Величины
|
Большой — маленький, длинный — короткий,
высокий — низкий, широкий — узкий, толстый — тонкий. |
|
Пространства
|
Далеко — близко, высоко — низко.
|
|
Эмоционального состояния
|
Радость, грусть, гнев.
|
|
Память
|
Зрительная образная: объем — 4-5 предметов.
Слуховая образная: объем — 3-4 звука. Слуховая вербальная: объем — 4 слова. Тактильная: объем — 3-4 предмета. |
|
Внимание
|
Объем — 4 предмета;
Устойчивость — 10-12 минут. |
Концентрация: нахождение в рисунке контура известного предмета при высокой плотности штриховки, контура неизвестного предмета — при слабой штриховке.
Воображение | |
Репродуктивное |
С элементами творческого
|
Раскрашивание или рисование по представлению (например, нарисуй солнышко, раскрась елочку), лепка по заданию (например, скатай шарик, — взрослый не показывает)
|
Дорисовывание, выполнение аппликаций, составление узора и/или предмета из мелких деталей без образца (например, придумай, кто живет в стране кружочков), лепка предметов или живых существ со зрительной инструкцией. Использование в игре предметов-заместителей
|
Развитие интеллектуальной сферы | |
Анализ |
|
Зрительный синтез |
Из 3 частей без опоры на образец и из 4 частей — со зрительной опорой или наложением на образец.
|
Сравнение предметов |
По цвету, по форме, по величине, по расположению в пространстве, по эмоциональному состоянию на основе зрительного восприятия.
При сравнении ребенок должен уметь самостоятельно выделять по 3 сходства и 3 отличия.
|
Обобщение
|
|
Выполнение операции конкретизации на основе имеющихся обобщений.
|
На вопрос: каких ты знаешь животных? (игрушки, фрукты и т. д.) — ребенок должен уметь самостоятельно называть 4-5 предметов (например, животные: кошка, собака, тигр, жираф, волк).
Сериация |
|
Классификация |
На основе имеющихся обобщений по одному признаку — самостоятельно.
|
Эмоциональная сфера |
|
Коммуникативная сфера |
Умение обращаться к сверстнику и взрослому по имени, принимать различные роли в игре, придуманной взрослым.
|
Волевая сфера |
Принимать и удерживать 2 правила в игровой ситуации.
|
Психофизиологическая сфера |
|