К 4 годам

Восприятие Цвета
Красный, синий, зеленый, желтый, коричневый, черный, белый
Узнавание, называние, соотнесение
Формы
Шар — круг, куб — квадрат, треугольник.
Величины
Большой — маленький, длинный — короткий,
высокий — низкий, широкий — узкий,
толстый — тонкий.
Пространства
Далеко — близко, высоко — низко.
Эмоционального состояния
Радость, грусть, гнев.
Память
Зрительная образная: объем — 4-5 предметов.
Слуховая образная: объем — 3-4 звука.
Слуховая вербальная: объем — 4 слова.
Тактильная: объем — 3-4 предмета.
Внимание
Объем — 4 предмета;
Устойчивость — 10-12 минут. 

Концентрация:
нахождение в рисунке контура известного предмета при высокой плотности штриховки, контура неизвестного предмета — при слабой штриховке.

Воображение
Репродуктивное
С элементами творческого
Раскрашивание или рисование по представлению (например, нарисуй солнышко, раскрась елочку), лепка по заданию (например, скатай шарик, — взрослый не показывает)
Дорисовывание, выполнение аппликаций, составление узора и/или предмета из мелких деталей без образца (например, придумай, кто живет в стране кружочков), лепка предметов или живых существ со зрительной инструкцией. Использование в игре предметов-заместителей

 

Развитие интеллектуальной сферы
Анализ
  • Описание предмета по известным признакам.
  • Выполнение заданий: «найди шестое» и «логические цепочки» (по одному или двум признакам).
  • Исключение на основе всех изученных обобщений.
Зрительный синтез
Из 3 частей без опоры на образец и из 4 частей — со зрительной опорой или наложением на образец.
Сравнение предметов
По цвету, по форме, по величине, по расположению в пространстве, по эмоциональному состоянию на основе зрительного восприятия.
При сравнении ребенок должен уметь самостоятельно выделять по 3 сходства и 3 отличия.
Обобщение
  • по цвету, форме величине, эмоциональному состоянию;
  • животные, игрушки, фрукты, овощи, одежда, обувь.
Выполнение операции конкретизации на основе имеющихся обобщений.

На вопрос:
каких ты знаешь животных? (игрушки, фрукты и т. д.) — ребенок должен уметь самостоятельно называть 4-5 предметов (например, животные: кошка, собака, тигр, жираф, волк).

Сериация
  • по цвету — 3 оттенка;
  • по величине — 5 предметов;
  • по расположению в пространстве — 3 положения;
  • серия последовательных картинок к известной сказке — 4 картинки.
Классификация
На основе имеющихся обобщений по одному признаку — самостоятельно.
Эмоциональная сфера
  • Называние, узнавание по пиктограмме эмоциональных состояний: радость, грусть, гнев.
  • Знание некоторых способов выражения этих эмоциональных состояний (через рисунок, вокализацию, с помощью мимики, жестов и выразительных движений).
Коммуникативная сфера
Умение обращаться к сверстнику и взрослому по имени, принимать различные роли в игре, придуманной взрослым.
Волевая сфера
Принимать и удерживать 2 правила в игровой ситуации.
Психофизиологическая сфера
  • Умение закрашивать предметы внутри контура.
  • Умение нанизывать мелкие предметы (бусинки) на лесу.
  • Умение вылепливать из пластилина или глины мелкие и крупные предметы.
  • Умение изображать различные эмоциональные состояния при помощи мимики и жестов.