Главная / Игровая терапия

Игровая терапия

Игра как средство коррекции использовалась вначале в рамках психоаналитического подхода, позднее – гуманистически ориентированного, в каждом из которых были разработаны свои концептуальные схемы и системы понятий: терапевтическая связь, принятие, сотрудничество, выбор и ответственность, аналитическая связь, катарсис, сублимация и т.д.

Игра для ребенка – это одна из форм самотерапии, благодаря которой могут быть отреагированы различные конфликты и неурядицы. 

Структуру детской игры составляют: 

    • роли, взятые на себя играющими;
    • игровые действия как средство реализации этих ролей;
    • игровое употребление предметов – замещение реальных предметов игровыми (условными);
    • реальные отношения между играющими.

Рассматривая использование игры как психокоррекционного метода в работе с детьми, имеющими отклонения в развитии, одним из главных направлений можно выделить формирование полноценной игровой деятельности, которая имеет специфические особенности вследствие имеющегося нарушения психического развития. В данном случае целесообразно использовать приемы налаживания контактов доступного детям уровня стимуляции спонтанной игровой активности с последующим переводом к более совершенным способам общения, расширения сферы личностно – значимых предметов, разъяснением функционального назначения игрушек созданием устойчивой и совместной с педагогом игры.

В организации терапевтического процесса выделяют следующие функции Диагностическую – заключается в уточнении психопатологии, особенностей характера ребенка и взаимоотношений с окружающими.

Наблюдение за игрой позволяет получить дополнительную информацию.

Терапевтическая функция состоит в предоставлении ребенку эмоционального и моторного самовыражения, отреагирования напряжения, страхов и фантазий. Для ребенка важен процесс игры, а не ее результат. Он разыгрывает прошлые переживания, растворяя их в новом восприятии и в новых формах поведения.

Обучающая функция игры состоит в перестройке отношений, расширении диапазона общения и жизненного кругозора, реадаптация и социализация. Нужно подчеркнуть различие между «обучающая функция игры» и «обучающие игры». Детей не нужно учить играть. Дети играют спонтанно, не преследуя никаких определенных целей. И научение, т.е. приобретение разнообразного опыта происходит постепенно и незаметно в процессе игры.

Этапы игровой терапии

    1. Объединение детей в группу начинается с совместной и интересной для них деятельности в виде экскурсий, предметных игр, рассказ об увлечениях.
    2. Рассказы сочиняются дома и по очереди рассказываются в группе.
    3. Игра проводится на тему, предлагаемую детьми и педагогом. В играх последовательно воспроизводятся рассказы, сказки, условные и реальные ситуации. Игры на данном этапе, в отличии от этапа объединения, требуют включение педагога и высокой активности играющих.
    4. Обсуждений – заключительный этап игровой психотерапии.

Таким образом, формы и варианты игровой терапии определяются особенностями конкретного ребенка или группы детей, специфическими задачами работы и ее продолжительностью. В игротерапии возможно применить две формы проведения (индивидуальную и групповую). Главным критерием предпочтения групповой игротерапии является наличие у ребенка социальной потребности в общении, формирующейся на ранней стадии детского развития. Заключение о наличии у ребенка социальной потребности, решающим образом определяющей успех проведения групповой терапии, выносится на основании анализа истории каждого случая.

В случае, когда социальная потребность у ребенка отсутствует, встает особая задача формирования потребности в социальном общении, которая может быть оптимально решена в форме индивидуальной игротерапии. Если социальная потребность уже сформирована, то наилучшей формой коррекции личностных нарушений общения будет групповая игротерапия.

Цели групповой терапии следует определять как терапевтические в широком смысле, а не индивидуализированные перспективные цели для каждого ребенка в целом. В противном случае педагог неизбежно незаметно или открыто подталкивает ребенка в направлении цели, связанной с определенной проблемой, ограничивая, таким образом, возможности ребенка по управлению собственной деятельность.